Обращение с отходами

Обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования.

4.1 Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования

Сроки выполнения – Апрель 2024г.

Участники – воспитанники и воспитатели средней группы.

Результат деятельности – Выступление перед воспитанниками учреждения дошкольного образования «Сделаем наш дом чище»

Во время выступления воспитателя дошкольного образования Сымоник С.О., воспитанники старшей группы прослушали информацию об источниках мусора, привели примеры загрязнения людьми природы. Были озвучены проблемы влияния мусора на жизнь людей, животных растений. Воспитанники закрепили знания о необходимости раздельного сбора мусора, познакомились с возможностью вторичного использования материалов. В конце выступления было предложено детям в игровой форме рассортировать мусор по бакам.

 

Изучение состава и количества отходов,

образующихся в домашних условиях 

       Изучением ситуации с ТБО мы занимались на занятиях по экологическому воспитанию с учащимися 2 классов. На протяжении зимних каникул учащиеся определяли количество и состав выброшенного мусора в их семье.

Сначала – определяли количество отходов. Исследование начиналось с мусорного ведра, или мусорных пакетов. Каждый раз, прежде чем вынести мусорное ведро, ребята взвешивали его. В конце недели подсчитывали количество отходов. Количество отходов делили на количество жильцов в семье. Путем расчетов мы определяли количество мусора на одного человека в неделю.

Потом собирали образовавшиеся отходы раздельно (по группам), в приготовленные пакеты и взвешивали. Сданные бутылки и другие вторично используемые вещи отходами не считаются. Первый пакет – бытовые отходы, второй – стекло, третий – бумага, четвёртый – пластик (рис.1–4).

 

Рис. 1 Бытовые отходы

Рис. 2 Стекло

Рис. 3 Бумага

Рис. 4 Пластик

          На протяжении трех недель учащиеся изучали ситуацию с ТБО у себя дома. Вместе с семьей, рассчитали среднее количество мусора на одного человека. Это примерно 3-4 кг в неделю на одного человека. Это почти 200 кг мусора на человека в год.

       Процентный состав отходов сильно отличается в разных источниках информации. По литературным данным на каждого жителя страны приходится 180–220 кг коммунальных отходов в год.

       Группу пластика составляют объемные отходы, но имеют малый вес. Бумага также объемная, но легкая по весу. Стекло занимает большой объем и вес (одна бутылка весит 300–500 г). В группу прочих входят пищевые, древесные, металлы, текстиль и др., поэтому эта группы самая большая.

       В учреждении образования  в классах мы тоже собираем раздельно мусор.

Нами была разработана анкета для родителей. В анкетировании приняло участие 55 семей.

  1. Как часто вы выбрасываете мусор?
  • ежедневно – 27%
  • раз в неделю – 36%
  • по мере накопления – 47%
  1. Что больше выбрасываете? (за неделю)
  • пластик, полиэтиленовые пакеты – 5%
  • бумагу – 6,4%
  • пищевые отходы – 76,7%
  • стекло – 11,7%
  1. Куда деваете бумагу?
  • сжигаем – 9%
  • собираем и сдаём макулатуру – 85%
  • в мусор – 6%
  1. Согласны ли вы собирать мусор отдельно?
  • да – 94%
  • нет, почему (нет условий) – 6%
  1. Ваше отношение к мусору на улице?
  • негативное – 100%

 

       Что может сделать каждый из нас, чтобы количество ТБО стало меньше? Проще всего решается вопрос с пищевыми или в целом с органическими отходами:

  • не покупать больше, чем может понадобится;
  • пищевые отходы, по мере возможности, отдать на корм животным;
  • компостирование. Компост ценное органическое удобрение. Возвращаясь в почву, органические вещества улучшают состав и плодородие.

Бумага:   

  • отдавать предпочтение товарам с меньшим количеством упаковки;
  • писать с обеих сторон листа бумаги;
  • сдавать макулатуру. В каждой организации и на предприятиях иметь контейнер для использованной бумаги.  

Пластмассы:   

  • использованные изделия из пластмасс утилизировать в специальные контейнеры;
  • носить с собой многоразовую матерчатую сумку, чтобы не покупать постоянно полиэтиленовые пакеты;
  • ПЭТ-бутылки использовать для хозяйственных нужд: для рассады растений, в качестве грелки, в холодное время года;
  • отдавать предпочтение товарам в стеклянной и бумажной таре;
  • не выбрасывать старые игрушки, они могут кому-нибудь понадобиться, их можно починить.

Металлы

  • сдавать в заготовительные пункты приема вторсырья, алюминиевые банки прежде смять.

Опасные отходы   

  • ограничить использование приборов на батарейках, пользоваться аккумуляторами;
  • внимательно читать и следовать указаниям инструкции приобретенных товаров;
  • покупать энергосберегающее оборудование и приборы;
  • опасные отходы сдать в организацию МЧС города Бреста.

         Наиболее экологический и экономический способ – не покупать ненужных вещей, другой способ – покупать вещи, которые могут служить долго. Дешёвые вещи низкого качества быстро пополняют горы мусора. Выбирать товары с экологической маркировкой указывающей на возможность переработки.

        Одним из путей решения проблемы сокращения ТБО – это информирование населения. Проведение рекламной акции, указывающей на раздельный сбор мусора. Законодательные акты или пункты госпрограммы, касающиеся раздельного сбора ТБО должны быть на стендах в каждом жилом доме и соответственно должны быть условия реализации этой программы. Наличие контейнеров их доступность для каждого жителя города.

       Одним из путей сокращения негативного влияния бытовых отходов на окружающую среду – это разработка и внедрение технологий по производству биоразлагаемых полимеров. Для их создания используют целлюлозу, крахмал и другие продукты растительного происхождения. Пленка, полученная из таких материалов разлагается в почве за 2 месяца. Сейчас биоразлагаемые материалы составляют всего 10% всего рынка пластика.

       Мусор – это болезнь цивилизации, рождённая техническим прогрессом. Можно ли изменить эту застарелую болезнь цивилизованными методами? По этому поводу существуют разные мнения.

       В быту не налажена система раздельного сбора стекла, пластика, металла, бумаги – всё это попадает в мусорное ведро, и вывозиться на свалку. Смешанные бытовые отходы являются мусором, но в отдельности каждый вид ТБО это вторичные материальные ресурсы.

       Проблема коммунальных отходов, а точнее организация работ по извлечению вторичных материальных ресурсов из состава отходов является на сегодняшний день одной из приоритетных.

Выводы:Бытовые отходы города Бреста вывозятся на полигон и подлежат захоронению, часть их сортируется и поступает на вторичную переработку.

  1. На каждого жителя г. Бреста приходится 200 кг ТБО в год. Состав бытовых отходов по массе исследуемых групп: пластмассы – 5 %, стекло – 11,7 %, бумага и картон – 6,4 %, прочие отходы – 76,7 %.
  2. Пути использования и сокращения негативного влияния ТБО на окружающую среду:
  • Внедрение раздельного сбора ТБО и последующая его переработка.
  • Строительство сортировочных станций и мусороперерабатывающих заводов.
  • Внедрение технологий по производству биоразлагаемых полимеров.
  • Выбор товаров народного потребления, впоследствии наносящих наименьший вред для окружающей среды.

          Учащиеся учреждения образования принимают активное участие в сборе макулатуры и металлолома, а также в сборе отработанных батареек.

   

   

В результате проведенных исследований были достигнуты следующие результаты:

  1. Социальные:
  • привлечение внимание учащихся к проблеме ТБО;
  • приобретены навыки исследовательской деятельности учащихся.
  1. Экологические:
  • данные проведённых исследований были озвучены учащимся младшего школьного возраста;
  • проведены экологические акции по очистке территории учреждения образования.

Планируется:

  • разработать памятку для родителей по сокращению бытовых отходов;
  • выпуск брошюр с информацией по проблеме ТБО.

        Считаем, что проводимая работа по сбору (заготовке) и использованию отходов в качестве вторичного сырья является одной из первостепенных  задач развития экономики республики и требует дальнейшего расширения и динамичного развития в дальнейшем.