Родительский университет в первом классе

Тема: Положительные эмоции в жизни школьника Семинар-практикум

развернуть

Тема: Положительные эмоции в жизни школьника

Семинар-практикум

Задачи:

1. Совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.

2. Способствовать приобретению родителями практических знаний по развитию эмоций у детей.

С каждым днем мир меняется, но не всегда в лучшую сторону: люди не хотят понимать друг друга, не желают слышать собеседника, не умеют разрешать конфликтные ситуации, очень часто проявляют агрессивность. Но мы с вами, как родители, понимаем, что жить в таком мире нашим детям, поэтому давайте научим их быть счастливыми, несмотря на разные жизненные ситуации.

Закончите, пожалуйста, фразу:

«Счастье – это когда ...»

(Предложить родителям закончить фразу.)

(Предполагаемые ответы: тебя понимают; тебя любят; ты любим; когда ты не болеешь; и т.п.)

А что необходимо человеку, маленькому или взрослому, кроме дома, еды и физической безопасности?

(Предполагаемые ответы родителей:

· человеку нужно, чтобы его любили

· человеку нужно, чтобы его понимали и признавали;

· чтобы он чувствовал себя необходимым;

· чтобы у него был оцененный другими, и в первую очередь, родными людьми,

· чтобы он был успешным;

· чтобы он мог реализовать свои возможности;

· чтобы он мог осуществить свою мечту)

Вывод: Необходимо воспитать из маленького человека всесторонне развитую и конкурентно-способную личность.

Как вы думаете, благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? (Ответы родителей.)

Вывод: По-настоящему счастлив тот ребенок, который окружен заботой и вниманием со стороны любящих его людей. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции, он

будет смотреть на мир добрыми глазами. Ребенок чувствует себя защищенным, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, прививающие ему достойное поведение, предостерегающие от дурных поступков.

В первую очередь, он счастлив от той психологической обстановки, в которой он находится каждый день, в которой растет и развивается. А какая эта обстановка? На этот вопрос ответили наши дети.

(Анализ анкет учащихся, приложение № 1)

· Я огорчаюсь, когда ____________________________

· Я злюсь, когда ________________________________

· Я радуюсь, когда _____________________________

· Я переживаю, когда ___________________________

· Я возмущаюсь, когда __________________________

· Я счастлив, когда _____________________________

Как точно и правильно сказал А.П.Чехов: «Дети святы и чисты. Нельзя их делать игрушкою своего настроения».

Каждый школьный возраст характеризуется особенностями проявления чувств и эмоций. Рассмотрим ряд возрастных особенностей эмоциональной сферы (по Е.П.Ильину).

Для поведения младшего школьника характерны следующие эмоциональные проявления:

1) эмоциональная окрашенность восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности;

2) непосредственность выражения переживаний;

3) эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений;

4) склонность к кратковременным и бурным аффектам.

Эмоциогенными факторами для школьников этого возраста являются не только игры и общение, но и успехи или неудачи в учебе, оценки учебной деятельности (учителем, сверстниками, родителями). Собственные эмоции, а также чувства других людей слабо осознаются ими. Мимика других людей воспринимается ими часто неверно, что приводит к неадекватным реакциям при обращении к ним окружающих.

Хотя младший школьник интенсивно эмоционально реагирует на значимые для него события, у него постепенно совершенствуется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. В результате этого происходит отрыв экспрессии от переживаемого эмоционального состояния в определенную сторону: ребенок становится способным не проявлять

переживаемую эмоцию, а также изображать эмоцию, которую он не переживает в данный момент времени. Развитию данных способностей содействуют общение, обучение, игровая деятельность и накопление эмоционального опыта младшими школьниками, навыков эмоционального саморегулирования.

Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

Например, вспомните сегодняшний день с самого утра, какие эмоции вы испытывали?

Ответы родителей

Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей в понимании, признании, любви и т.п.

Как формировать положительные эмоции? С чего начать?

На листах бумаги запишите выражения (см. приложение № 2):

· на листе № 1: запрещённые на ваш взгляд в общении с ребёнком в семье;

· на листе № 2: рекомендуемые и желательные в общении с ребёнком в семье.

Сравните выражения, записанные вами, с теми, которые представлены психологами.

При общении с детьми не рекомендуется употреблять выражения:

· Я сотни раз тебе говорил …

· Сколько раз надо повторять…

· О чём ты только думаешь…

· Неужели тебе трудно запомнить, что…

· Ты такой же, как и твой, (твоя) …

· Отстань, некогда мне…

· А вот Машенька со второго подъезда...

· Почему мой ребенок такой...

Рекомендуется употреблять выражения:

· Ты у меня такой умный, красивый и т.д.

· Как хорошо, что у меня есть ты.

· Ты у меня молодец.

· Я очень тебя люблю.

· Как ты хорошо это сделал, это у тебя хорошо получается

· Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро не справилась (помощь по дому)

· Спасибо тебе за поддержку

А как вы реагировали бы, если ваш ребенок...

Родительский тренинг

Предлагаю вам обсудить ситуации:

1. Ваш ребенок получил плохую оценку по самостоятельной работе, хотя к уроку готовился.

2. Дома вечером вы несколько раз напомнили своему ребенку о том, что пришло время готовиться ко сну, но ребенок не реагирует.

3. Ваш ребенок не рассказывает вам о своей школьной жизни, о его плохом поведении вы узнаете от его одноклассников.

Анализ мнений родителей.

В родительский дневник.

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Родителям желательно выполнять следующие простые правила при общении с детьми:

- Безусловно принимайте своего ребёнка, таким, каким он есть.

- Внимательно слушайте его, сочувствуйте, сопереживайте.

- Как можно чаще общайтесь с ним, читайте ему, слушайте его чтение, играйте с ним.

- Не помогайте выполнять те задания, которые он может выполнить самостоятельно.

- Помогайте ему, когда он просит.

- Поддерживайте и отмечайте его успехи.

- Рассказывайте о своих проблемах, делитесь чувствами, обсуждайте детские фильмы, книги, мультфильмы.

- Разрешайте конфликты мирно.

- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть сформулированы корректно и мягко.

- Станьте для своего ребёнка примером для подражания, в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.

- Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

- Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям.

· Перед уходом в школу ребенка обнять и поцеловать.

· Придя из школы ребенок хочет, чтобы выслушали его рассказ о школьной жизни, услышать мнение родителей и совет.

· Все дети очень любят посидеть при свечах рядом с мамой и папой.

· На ночь быть заботливо укрытым.

Ребенку необходимо, чтобы его любили, и чтобы ему было кого любить и за кого нести ответственность. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим». Тогда, замечая беспокойство животного в тех случаях, когда он его своевременно не покормил или не погулял с ним, ребенок обретает способность к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости.

Для ребенка такая радость за другого — пока еще редкое явление, но уже в младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся сопереживать другим.

Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

Анкета для учащихся

 

Я огорчаюсь, когда _________________________

Я злюсь, когда ____________________________________________

Я радуюсь, когда __________________________________

Я переживаю, когда ___________________________________

Я возмущаюсь, когда _______________________________

Я счастлив, когда _________________________________

 

 

Приложение 2

· Я сотни раз тебе говорил …

· Сколько раз надо повторять…

· О чём ты только думаешь…

· Неужели тебе трудно запомнить, что…

· Ты такой же, как и твой, (твоя) …

· Отстань, некогда мне…

· А вот Машенька со второго подъезда...

· Почему мой ребенок такой...

· Ты у меня такой умный, красивый и т.д.

· Как хорошо, что у меня есть ты.

· Ты у меня молодец.

· Я очень тебя люблю.

· Как ты хорошо это сделал, это у тебя хорошо получается

· Если бы не ты, я бы с этим сама так быстро не справилась (помощь по дому)

· Спасибо тебе за поддержку

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Анкета для родителей

«Каково эмоциональное состояние вашего ребенка?»

(фамилия, имя, возраст__________________________________________)

1. Как ваш ребенок засыпает?

· Быстро;

· Медленно;

· Требует, чтобы с ним сидели;

· Требует, чтобы не гасили свет.

2. Как спит?

· Крепко, спокойно;

· Неспокойно;

· Вскрикивает;

· Плачет;

· Разговаривает во сне.

3. Как просыпается?

· Сразу;

· Не сразу.

4. В каком настроении просыпается?

· Веселый, спокойный;

· Раздражительный;

· Грустный;

· В слезах.

5. Как ребенок ест?

· Охотно, не выбирает пищу, быстро, самостоятельно;

· Неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых.

6. Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?

· Да;

· Иногда;

· Нет.

7. Если замечаете, то при каких обстоятельствах?

· В темной комнате;

· При наказании, окриках;

· При недовольстве взрослых его поведением;

· Когда слушает страшную сказку;

· Когда видит собаку, змею;

· Без видимой причины.

8. Как проявляется страх у ребенка?

· Плачет;

· Убегает;

· Впадает в ярость;

· Зовет взрослых;

· Справляется сам.

9. Чему радуется ваш ребенок?__________________________________

10. Что вызывает у него огорчение?_____________________________

11. На что он обижается?_______________________________________

12. Как быстро перестает переживать?___________________________

· Быстро;

· Не очень быстро;

· Через длительное время.

13. Умеет ли ребенок выразить свое сочувствие близким?

· Да;

· Редко;

· Нет.

14.Какие эмоции проявляет ребенок в игре по отношению к предметам и игрушкам?

· Доброжелательный интерес;

· Агрессивность;

· Индифферентность.

15. Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры?

· Доброжелательный интерес;

· Агрессивность;

· Индифферентность.

16.Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед взрослыми?

· Да;

· Не всегда;

· Нет.

17. Умеет ли ребенок отстаивать свои интересы перед сверстниками?

· Да;

· Не всегда;

· Нет.

18. Каким образом он отстаивает свои интересы?

· Находит аргументы;

· Упрашивает;

· Вежливо требует;

· Агрессивно требует;

· Плачет.

свернуть

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

развернуть

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры
поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в
поколение».
Семейная традиция ‒ это нечто такое, что объединяет всех членов
семьи, и направлено оно на укрепление и улучшение внутрисемейных
отношений.
Роль семейных традиций в воспитании детей
1. Семейные традиции порождают и воспитывают в людях
важные ценности:
➢ любовь к семье,
➢ уважение к своим родным,
➢ заботу о близких,
➢ правильное понимание семьи и ее роли в жизни.
Несоблюдение семейных обычаев и устоев может привести к
ослаблению связей между ее членами, к разрушению семейных уз.
2. Неоспоримая польза традиций доказана научно: они укрепляют
семьи и привязанности, делают разнообразной жизнь в кругу родственников
– совместное времяпрепровождение становится интереснее.
3. Соблюдение традиций способствует формированию семейными
ценностями.
4. Традиции укрепляют в детях чувство благодарности к
родителям, а также к бабушкам и дедушками, прививая уважение к
старшему поколению.
5. Традиции дают супругам ощущение незыблемости,
стабильности семейных отношений. Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтущей традиции,
обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого
человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам
жизни.
Если дети участвуют в создании, разработке и праздновании значимых
семейных мероприятий на протяжении всей жизни, то они будут чувствовать
себя уверенно и оптимистично в будущем.
6. Для семьи соблюдение своих особых ритуалов важно на
протяжении всего детства ребенка и периода его взросления. Семейные
традиции создают положительный заряд и хорошие воспоминания на всю
жизнь.
7. Семейные традиции помогут вашему ребенку развить его
личность, даже в сложном подростковом возрасте осознание себя как части
целого обеспечивает надежную основу, способствуя самоопределению, в том
числе и касательно семейных ценностей. Подросток будет строить
будущую семью по примеру своей родной, поэтому важно дать ему хороший
пример.
8. Семейные традиции будут давать вашему ребенку чувство
безопасности. Каждый день перед ним может возникать множество сложных
вопросов. Зная, что он может обратиться к любому из своей крепкой семьи за
помощью, вряд ли он будет искать совета на улице, испытывая
отрицательное давление со стороны сверстников, влияние алкоголя и
наркотиков.
Разновидности семейных традиций
Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все
же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие
группы: общие и специальные.
Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве
семей в том или ином виде.
Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной
данной семье. (Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или
по выходным отправляться на пикник, походы в горы и т.д.)
Примеры традиций:
▪ Празднование дней рождений и семейных праздников.
▪ Домашние обязанности всех членов семьи, уборка,
раскладывание вещей по местам.
▪ Совместные игры с детьми.
▪ Семейный обед по выходным дням. Очень многие семьи чтят
традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за
одним столом.
▪ Ритуалы приветствия и прощания.
▪ Дни памяти умерших родных и близких.
▪ Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки,
поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее
более яркой и насыщенной.
▪ Чтение перед сном. Сказки на ночь, которые по мере взросления
детей может переродиться в рассказы интересных познавательных историй.
▪ Пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь.
▪ Подарки своими руками. Во многих семьях принято, чтобы дети
к праздникам делали подарки своими руками родителям и близким
родственникам.
▪ Семейная «планерка». Это когда в определенный день
месяца/недели вся семья собирается за чаепитием/мороженым/пиццей
(список можно продолжать) и обсуждает насущные
вопросы/проблемы/радости/бюджет/покупки. Подобные мероприятия
позволяют даже самым маленьким членам семьи чувствовать себя большими
и значимыми, ведь им доверили участие в семейном совете!
▪ Совместные приемы пищи.
▪ Слияние с природой. Никак нельзя пропускать летний поход с
палатками, удочками, бадминтоном, котелком для каши, ароматным
шашлычком и всем остальным, что так любимо всеми малышами и
взрослыми.
▪ Ценим, пока они рядом. Это про старшее поколение, уважение и
почет к которому необходимо прививать своим детям. Возьмите за правило
со всеми праздниками первых поздравлять бабушек и дедушек и не только по
телефону, а лучше пусть коротким, но визитом.
▪ Передаем по наследству. Даже если вам ничего не передали,
подберите что-то символичное и возобновите старую традицию передавать
дорогие сердцу вещи по наследству.
▪ Вечернее обсуждение минувшего дня. Стоит обратить внимание
на этот важный момент, ведь во время обсуждений каждый имеет
возможность поделиться с родными своими успехами, неудачами, получить
полезный совет или напутственное слово.
▪ Традиция поцелуев. Для создания атмосферы любви, важно
почаще целовать своих родных и близких. Желательно целовать детей
минимум два раза в день – утром, когда они проснулись, вечером – перед
сном. Более частые поцелуи и объятия только приветствуются, даже с
взрослым ребенком, потому как при недостатке ласки дети вырастают
черствыми. Также немаловажно желать всем родным спокойной ночи перед
ночным сном и доброго утра, проснувшись

свернуть

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

развернуть

АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ
В ШКОЛЕ
Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника.
Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс,
мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый
коллектив и завести друзей.
Привыкнуть к школе после детского садика сложно практически всем
детям. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой
дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и
отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни
меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.
Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его
психику факторов:
• нового распорядка дня;
• ограничения на подвижные игры в школе;
• необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и
учителем;
• новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными
особенностями нервной системы.
В группу риска входят:
• Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в
силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть
целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники
чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически
не усваивают новый материал.
• Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это
может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими
заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго
концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
• Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких
дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе
им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать
учителей.
• Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с
повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка
невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается
нормальным.
Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они
могут создать определенную психологическую установку, формируя таким
образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому
образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или
полугода.
Адаптация первоклассника к школе начинается с создания у ребенка
правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет
идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать
что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и
поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать
психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх
перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Особенности социально-психологической адаптации детей к школе
Наиболее сложный период психологической и физиологической
адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель
(с 1 сентября по 15 октября).
Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три
группы.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух
месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая
физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в
новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение,
они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со
сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные
обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми,
либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила
поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не
дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются
– ребенок становится учеником.
Основные показатели благоприятной социально-психологической
адаптации ребенка:
• формирование адекватного поведения;
• установление контактов с обучающимися и учителем;
• овладение навыками учебной деятельности.
Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период
несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не
могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками –
они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не
реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как
правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы.
Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся
адекватными требованиям школы и учителя.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация
связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы
поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не
осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении
письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя,
одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать
на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся
комплексными.
Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения
могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей,
нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями
психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных
социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической
адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи,
неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство
взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.
Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у
детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с
постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети
не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и
постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют"
качеством любой работы.
Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно
понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах
трудностей адаптации к школе.
Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою
очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах,
кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не
разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения
адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению
психического здоровья.
Основные причины нарушения адаптации:
• неадекватность требований педагога;
• стресс ограничения времени;
• перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
• несоответствие программ, методик, технологий возрастным и
индивидуальным возможностям;
• нарушение режима и организации учебных и внеучебных
занятий;
• нарушения психического и физического здоровья;
• психологическая и функциональная неготовность к условиям и
требованиям процесса обучения.
Возраст начала систематического обучения
Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются
повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и
неустойчивая работоспособность.
Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для
физического, функционального и психического развития. По мнению
психологов, именно в это время формируются многие психологические
новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на
социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает
кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде
всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему
многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу
возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.
Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов,
влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и
на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые
дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими
заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в
начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья,
сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.
Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы,
которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно
облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и
ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого
необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная
и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность
учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.
Проявления дезадаптации первоклассников
1. Неврозоподобные расстройства:
• нарушение сна;
• нарушение аппетита;
• неадекватные реакции;
• жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
• страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица,
шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
• нарушение темпа речи (запинки).
2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы
навязчивых состояний и т. п.).
3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки
под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная
утомляемость и т. п.).
4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).
5. Снижение учебной мотивации.
6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное
напряжение.
Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном,
личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных
условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей
может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно
помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к
обучению прошла успешно.
Советы родителям
o Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете
заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям,
это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее
привыкнуть к новым условиям.
o Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать
вместе.
o Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в
учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
o Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он
столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но
это не значит, что нужно сдаваться.
o Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале
школьной жизни. Например, если у первоклассника проблемы с речью,
начните посещать логопеда.
o Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства,
поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные
рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче
пережить непростой этап.
o Помните, что похвала — это стимул к новым победам.
Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
o С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый
авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при
нем никакой критики школы или учителя.
o Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни,
сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха.
Правильная организация времени поможет больше успеть.
o Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет
либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки.
Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними
достижениями.
o Помните, успех адаптации в школе во многом зависит от
родителей

свернуть

Круглый стол для родителей «Адаптация учащихся в 1-м классе»

развернуть

Круглый стол для родителей

«Адаптация учащихся в 1-м классе»

Цель: познакомить родителей с основными аспектами адаптации первоклассника.

Задачи:

- Рассмотреть некоторые проблемы адаптации первоклассников к школе;

- Показать пути их преодоления;

- Повысить уровень педагогической и психологической культуры родителей и интерес родителей к вопросам воспитания и образования;

Форма работы: круглый стол. Основные вопросы для обсуждения: - Психологические трудности адаптации первоклассников к школе; - Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению; - Родительский практикум по проблеме.

 

  1. Вступительное слово психолога

         Множество дошколят с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной.    Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное.    Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.          Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы приспособление к основным требования школы, т.е. адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим об особенностях адаптационного периода.

 

I I. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе»

  • Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи. • Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). • Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей. • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. • Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня. • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость. • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью. • Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Перейдем с Вами к практическим упражнениям, которые помогут Вам лучше усвоить полученные рекомендации

III. Родительский практикум

 

  • Подумайте, пожалуйста в течение 1 минуты, как можно продолжить

предложение «Первоклассник должен обладать такими качествами как…» А теперь свяжите эти качества с чертами характера вашего ребёнка, подчеркните те характеристики, которые соответствуют вашему ребёнку. Посмотрите, на те качества, которые вы написали – этот набор характеристик соответствует «Идеалу первоклассника» в вашем представлении, а те характеристики, которые вы не подчеркнули – это то над чем вам следует поработать.

 

  • Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нём три этажа: - на первом этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества; - на втором этаже продаются обычные товары средней цены и качества; - на третьем этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные товары. На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (родители отвечают в тетради). Когда у нас появляется ребёнок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу» - был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть воплотил наши несбывшиеся мечты…

 

     Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребёнок уникален. В нём есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа. И ваш ребёнок не исключение, вы убедились в этом. В нём есть то, что вам нравится, и то, и может быть то, что вы хотели бы изменить.

Рекомендации: сформированная родителями завышенная самооценка приводит к тому, что ребенок берется за явно непосильные для него дела, не может их выполнить, нервничает, дает агрессивные вспышки, теряет веру в свои силы. В школе такой ученик буквально вымаливает хорошие оценки, вызывая насмешки у одноклассников.

 

  • Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство.

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

 

Эмоции для обсуждения: Страх, радость, грусть, удивление, злость.

 

  1. Итог круглого стола Принятие решения родительского собрания: -Помогать преодолевать детям адаптационный период; -Оказывать детям поддержку; -Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.

 

V I. Заключительное слово психолога

         Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошёл день ребёнка. В тот момент, когда ребёнку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребёнка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации Очень Важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учёба.

 

свернуть