Проект «Образовательный туризм: новый формат путешествий», посвящённого 85-летию образования Брестской области,

01.04.2024

 

 

Приложение

к приказу главного управления по образованию Брестского облисполкома

от___________ № _____

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о реализации областного заочного туристско-экскурсионного проекта

«Образовательный туризм: новый формат путешествий»,

посвящённого 85-летию образования Брестской области

 

  1. Общие положения
  • Областной заочный туристско-экскурсионный проект «Образовательный туризм: новый формат путешествий», посвящённый 85-летию образования Брестской области (далее – Проект), реализуется в учреждениях образования Брестской области в соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от января 2024 года № 05/209-45/, Планом действий по эффективному развитию образовательного туризма в Республике Беларусь, утвержденным Министром образования Республики Беларусь И.В.Карпенко 14.01.2020, дополнением в План действий по эффективному развитию образовательного туризма в Республике Беларусь на 2024-2025 годы, утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь А.Г.Бахановичем в феврале 2024 года, Планом по развитию образовательного туризма в Брестской области на ближайшую (2020-2021 гг.) и дальнюю (до 2025 г.) перспективы, утвержденным приказом главного управления по образованию Брестского облисполкома от 31.03.2020 № 238.
  • Настоящее положение определяет цель и задачи, состав участников, порядок и условия реализации областного Проекта.
  • Целью Проекта является создание условий для развития образовательного туризма и повышения эффективности экскурсионной деятельности через привлечение педагогов, обучающихся и родителей/ законных представителей к разработке и продвижению новых туристско-экскурсионных продуктов по маршрутам малой родины и Беларуси.
  • Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:

вовлечь педагогов, обучающихся и родителей/ законных представителей в творческую, исследовательскую, экскурсионную деятельность и повысить мотивацию к изучению историко-культурного и природного наследия малой родины и Беларуси;

популяризировать образовательный туризм через изучение достопримечательностей Брестской области и Беларуси с использованием новых форматов и образовательных технологий;

содействовать развитию межрегионального детского и молодёжного образовательного туризма;

активизировать у педагогов, обучающихся и родителей/ законных представителей интерес к участию в практических формах туризма и краеведения по различным направлениям;

привлечь внимание участников к новым увлекательным маршрутам образовательного туризма по родному краю;

повысить уровень знаний участников о достопримечательностях Беларуси и традициях своего народа.

 

2. Организаторы и участники Проекта

  • Организатором Проекта является главное управление по образованию Брестского областного исполнительного комитета. Организационное и методическое сопровождение Проекта осуществляется государственным учреждением образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи» (туристический сектор).
  • Для реализации Проекта формируется и утверждается оргкомитет, который:
  • разрабатывает положение о Проекте и вносит в него изменения и дополнения;
  • проводит работу по организации заочных конкурсов в рамках Проекта;
  • формирует и утверждает состав жюри конкурсов в рамках Проекта;
  • организует итоговую презентацию лучших конкурсных работ участников Проекта и церемонию награждения;
  • формирует информационный банк по материалам, представленным участниками Проекта в рамках конкурсов.

Члены оргкомитета несут ответственность за соблюдение требований настоящего Положения, правил и процедур проведения конкурса.

  • В Проекте принимают участие обучающиеся, их родители/ законные представители, педагогические работники, творческие коллективы учреждений общего среднего и дополнительного образования детей и молодёжи.

 

 

 

  1. Актуальность Проекта

Туристско-экскурсионная работа является важнейшим элементом просветительской деятельности в социально-культурной сфере современного общества. Данная форма изучения истории регионов, ознакомления с объектами историко-культурного и природного наследия является наиболее доступной и увлекательной для учащихся учреждений образования, а также способствует комплексному решению педагогических задач. Туристско-экскурсионное направление востребовано в образовательной деятельности и способствует дальнейшему профессиональному самоопределению учащихся. Именно поэтому образовательный туризм в рамках учебного процесса является обязательной и неотъемлемой его частью, важнейшим условием повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой образовательной ступени.

 

  1. Основная идея Проекта

Данный Проект предполагает привлечение педагогических работников, обучающихся, их родителей/ законных представителей к творческой, исследовательской и экскурсионной деятельности, результатом которой станет разработка и создание электронных и печатных туристско-экскурсионных продуктов:

квестбуки – интерактивные путеводители по городам/ населённым пунктам Брестской области и Беларуси;

настольные краеведческие игры;

видеоролики о достопримечательностях Брестской области;

методические разработки уроков-путешествий по учебным предметам в рамках образовательного туризма;

путеводители по тематическим маршрутам Брестской области;

интерактивные карты виртуальных военно-исторических маршрутов.

Разработанные в рамках Проекта туристско-экскурсионные маршруты и продукты могут в дальнейшем быть использованы учреждениями образования для организации туристской и краеведческой деятельности, развития межрегиональных связей в рамках образовательного туризма.

 

  1. Содержание и сроки реализации Проекта

Проект реализуется с марта по ноябрь 2024 года в три этапа.

1 этап: организационный (20.03.2024 – 01.04.2024).

На данном этапе в организационный комитет необходимо предоставить от учреждения образования комплексную заявку на участие в Проекте (форма 1) с указанием полного названия учреждения образования и перечня заочных конкурсов (см. п.6 настоящего положения), в которых учреждение образования готово принимать участие в Проекте. В заявке также указываются сведения о представителе учреждения образования, который будет осуществлять кураторство участия в Проекте на всех этапах реализации.

При оформлении комплексной заявки учреждение образования имеет право самостоятельно определять те или иные заочные конкурсы Проекта, в которых будет принимать участие.

Заявки предоставляются в электронном варианте до 01.04.2024 на e-mail: tursector.konkurs@mail.ru.  

2 этап: основной (01.04.2024 – 01.11.2024).

В рамках данного этапа Проекта проводится серия заочных конкурсов, направленных на организацию творческой, исследовательской и экскурсионной деятельности по изучению участниками туристических маршрутов/ достопримечательностей и созданию новых электронных и печатных туристско-экскурсионных продуктов.

Конкурсные материалы оформляются и предоставляются в организационный комитет согласно условиям и порядку проведения заочных конкурсов, указанных в п.6.

3 этап: заключительный (01.11.2024 – 30.11.2024).

Заключительный этап предполагает подведение итогов заочных конкурсов, реализованных в рамках основного этапа Проекта, организацию итогового мероприятия с презентацией лучших конкурсных работ участников Проекта, награждение победителей.

Консультирование участников Проекта в процессе подготовки конкурса осуществляется по телефонам: 80162405823, +375292259257, +375293259257.

 

  1. Условия и порядок проведения конкурсов в рамках Проекта
    • Конкурс «Пешком по городу с блокнотом» (квестбук)
      • Сроки проведения: 01.04.2024 – 01.11.2024.
      • Участники Проекта изучают достопримечательности исторической части конкретного города/ населённого пункта Беларуси, составляют интерактивный маршрут, в который единой сюжетной линией включаются изученные достопримечательности с полезными ссылками, вопросами, творческими и поисковыми заданиями, затем на основе собранного и разработанного материала оформляется квестбук.
      • Определение понятия и требования к разработке и оформлению.

Квестбук – новый тип туристско-экскурсионного продукта, который сочетает в себе элементы путеводителя, квеста и блокнота. По сравнению с традиционными путеводителями, квестбуки предполагают активное участие пользователя. Как и традиционные путеводители, квестбук содержит необходимые справочные сведения, но в адаптированном доступном варианте. Вместо привычного формата пассивного прочтения необходимой информации, квестбук даёт возможность ознакомиться с символами города, его историей, культурой и архитектурой в движении, в активном действии. Как и путеводитель, квестбук направлен на знакомство пользователя с городом/ населённым пунктом, но в поисково-игровой форме, что позволяет сделать процесс познания нового более увлекательным.

В квестбуке справочной информации и сведениям об истории и достопримечательностях города/ населённого пункта отводится меньшее место, нежели в традиционных объёмным путеводителях. Информация о том или ином объекте может выполнять функцию ключа к разгадке той или иной задачи. Квестбук может сочетать в себе не только форматы путеводителя и квеста, но и выступать в качестве скетчбука, что даёт возможность пользователю раскрашивать страницы, делать пометки и т.д.

Структурное деление квестбука гораздо более свободно, нежели в традиционном путеводителе. Составители могут отбирать материал для квестбука в соответствии с тематикой и концепцией квеста.

Объем квестбука, как правило, небольшой (до 40-50 страниц). Издание должно быть компактным и удобным в пользовании при активном передвижении.

Использование фотографий, карт и схем является обязательным условием для квестбука. Кроме фотографий могут быть использованы авторские иллюстрации и активные ссылки.

6.1.4. Работы оцениваются по следующим критериям:

  • наличие названия квестбука;
  • удобство в обращении;
  • сочетание форматов путеводителя, квестбука и блокнота;
  • оригинальность идеи и инновационный подход к подаче информации: наличие достоверности фактического материала и актуальности информации, которая перестает быть исключительно справочной и становится элементом игры;
  • наглядность: использование фотографий, карт, схем, активных ссылок, авторских иллюстраций;
  • ориентированность на конкретную категорию пользователей;
  • структурирование и содержательное наполнение издания в соответствии с концепцией квеста;
  • интерактивность, возможность преобразовывать квестбук (выполнять поисковые задания, отвечать на вопросы, оставлять пометки, дорисовывать, дописывать, раскрашивать иллюстрации и т.п.).

На конкурс квестбук предоставляется не позднее указанных выше сроков в электронном варианте на e-mail: tursector.konkurs@mail.ru и в печатном формате на почтовый адрес: 224030, г. Брест, проспект Машерова, 22 (туристический сектор).  

  • Разработчиком квестбука может быть отдельный участник (обучающийся, педагог) либо творческая группа, в составе которой в соавторстве выступают обучающиеся, педагоги и родители/ законные представители. Сведения о составителях квестбука указываются в сопроводительной информации, которая прилагается к конкурсному материалу в распечатанном формате (форма 2).
  • Конкурс «#Вамстоитэтоувидеть» (видеоролик)
    • Сроки проведения: 01.04.2024 – 25.06.2024.
    • Участники Проекта планируют и совершают путешествие по Брестской области, посещая значимые объекты природного, краеведческого, исторического, этнографического, культурного наследия. В доступном, увлекательном, понятном для широкой аудитории формате ролика для Youtube или TikTok участники готовят видеоролик (до 7 минут), направленный на создание привлекательного образа данного маршрута и его объектов. Ролик может быть снят при помощи смартфона или видеокамеры. Разрешение ролика 720p или 1080p для горизонтальных видео и не менее 576x1024p для вертикальных (стандартное разрешение видео в TikTok).
    • Видео должно быть выполнено при непосредственных активных действиях со стороны участника Проекта. При этом в самом видео участники должны присутствовать и вести репортаж о самом путешествии, его объектах в контексте сюжета, сопровождая видео комментариями.

6.2.4. Участники размещают ролик у себя на личных аккаунтах в социальных сетях c хештегом #вамстоитэтоувидеть и направляют ссылки на размещенные материалы вместе с исходным видео и сопроводительной информацией (форма 3) на e-mail: tursector.konkurs@mail.ru. Тема электронного письма должна содержать заголовок #вамстоитэтоувидеть, название района (города) и учреждения образования.

Ссылка на ролик должна быть активна до окончания сроков Проекта. Разместить ролик можно в личных аккаунтах на следующих сайтах: YouTube, TikTok, Вконтакте, Twitter.

  • Работы оцениваются по следующим критериям:
  • наличие названия видеоролика;
  • эстетическая подача материала и оригинальность представления маршрута со всеми туристско-экскурсионными объектами и достопримечательностями;
  • содержательное наполнение в соответствии с заявленной темой;
  • логичность и целостность представленного материала;
  • качество технического исполнения видео;
  • выполнение требования п. 6.2.3.
    • Разработчиком видеоролика может быть отдельный участник (обучающийся, педагог) либо творческая группа, в составе которой в соавторстве выступают обучающиеся, педагоги и родители/ законные представители. Сведения об авторах видеоролика указываются в сопроводительной информации (форма 3).

6.3. Конкурс «Вся Беларусь – в одной коробке» (серия настольных краеведческих игр)

6.3.1. Сроки проведения: 01.04.2024 – 25.06.2024.

6.3.2. Участники Проекта разрабатывают и оформляют в одной коробке серию настольных краеведческих игр для аудитории подросткового возраста (11+), тематика которых должна быть направлена на ознакомление обучающихся с достопримечательностями Брестской области и Беларуси, нацелена на изучение природного, краеведческого, культурного, военно-исторического, историко-архитектурного, этнографического наследия Беларуси, ремесленных и фольклорных традиций белорусского народа.

6.3.3. Требования к оформлению серии настольных игр:

  • наличие в серии не менее 3 настольных игр разного типа и различной тематической направленности;
  • оригинальность и грамотное обоснование идеи самой серии и каждой настольной игры в частности;
  • наличие названия серии и каждой настольной игры в частности;
  • наличие инструкции/ пояснительной записки, описания правил и вспомогательного материала к каждой игре;
  • достоверность и актуальность фактического материала;
  • содержательность и соответствие заявленной тематике;
  • эстетика в оформлении и подаче материала;
  • качественная полиграфия;
  • ориентированность на конкретную категорию пользователей.

На конкурс настольные игры предоставляются в печатном (издательском) формате в коробке с названием серии. При этом каждая настольная игра в общей коробке должна быть оформлена и упакована отдельно. Дополнительно в коробке серии должен присутствовать флеш-носитель с электронным вариантом всех материалов. Конкурсная работа присылается не позднее указанных выше сроков на почтовый адрес: 224030, г. Брест, проспект Машерова, 22 (туристический сектор).

  • Разработчиком серии настольных игр может быть отдельный участник (обучающийся, педагог) либо творческая группа, в составе которой в соавторстве выступают обучающиеся, педагоги и родители/ законные представители. Сведения о разработчиках серии настольных игр указываются в сопроводительной информации, которая прилагается к конкурсному материалу в распечатанном формате (форма 4).
  • Конкурс «Урок-путешествие как форма изучения школьного предмета средствами образовательного туризма» (методическая разработка)

6.4.1. Сроки проведения: 01.04.2024 – 25.06.2024

6.4.2. Участники Проекта представляют методическую разработку урока, образовательного путешествия по Брестской области и Беларуси с посещением знаковых мест, предусмотренных Перечнем экскурсионных объектов, рекомендуемых для посещения обучающимися I–XI классов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий (приложение к Методическим рекомендациям по организации экскурсий    для   учащихся   I–XI(ХII)   классов учреждений образования, утвержденным заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В.Кадлубаем 8 сентября 2023 г.) и/или Перечнем знаковых мест и объектов Брестской области, связанных с историей Великой Отечественной войны, рекомендуемых для посещения обучающимися учреждений образования в рамках военно-патриотического воспитания (приложение к письму главного управления по образованию Брестского облисполкома от 20.09.2023 №16-414/10/1 «Об организации работы»).

6.4.3. Требования к конкурсным методическим разработкам:

  • соответствие темы и содержания урока-путешествия программе учебного предмета;
  • соответствие материалов требованиям к структуре методической разработки: аннотация, пояснительная записка (методическое обоснование, организационные аспекты), целеполагание, основная часть (развёрнутый план-конспект урока), заключение (выводы, рекомендации), список литературы;
  • логичность и грамотность изложения содержания;
  • достоверность и актуальность фактического материала;
  • использование инновационных подходов и приёмов, информационных технологий;
  • наличие учебных заданий и методических рекомендаций по их выполнению;
  • наличие приложений к методической разработке: информационных, иллюстративных, иных вспомогательных материалов;
  • ориентированность на конкретную категорию пользователей.

6.4.5. На конкурс «Урок-путешествие как форма изучения школьного предмета средствами образовательного туризма» (методическая разработка) материал должен быть предоставлен не позднее указанных выше сроков в электронном варианте на e-mail tursector.konkurs@mail.ru и в печатном формате на почтовый адрес: 224030, г. Брест, проспект Машерова, 22 (туристический сектор).

  • Автором-составителем методической разработки может быть педагогический работник либо творческая группа, где в соавторстве выступают до трёх педагогических работников. Сведения о разработчиках указываются в сопроводительной информации, которая прилагается к конкурсному материалу в распечатанном формате (форма 5).
  • Конкурс «Новые идеи для детского туризма» (тематический путеводитель)

6.5.1. Сроки проведения: 01.04.2024 – 01.11.2024

6.5.2. Участники Проекта разрабатывают маршруты определённой тематики и оформляют его в виде тематического путеводителя, в котором должны присутствовать:

  • описание и карта маршрутов;
  • информация об объектах каждого маршрута;
  • программа возможных мероприятий в рамках каждого маршрута;
  • полезные ссылки и контактная информация для согласования всех действий по реализации каждого маршрута;
  • качественная полиграфическая визуализация (фото), отражающая содержание маршрутов.

6.5.3. Конкурс проводится по следующим тематическим направлениям туризма:

Научный и промышленный туризм – направление, охватывающее интересы в изучении научных достопримечательностей и различных отраслей промышленности, знакомство с самыми разнообразными профессиями и определение вектора своей будущей профессиональной деятельности.  Идея и содержание маршрута могут предполагать:

  • посещение университетов, учреждений профессионально-технического образования, музеев, передовых лабораторий, научных центров, технопарков;
  • участие в ярмарках профессий и тематических выставках;
  • участие в исследованиях и экспериментах;
  • посещение ведущих промышленных объектов, в том числе с участием в мастер-классах;
  • экскурсии на предприятия и встречи с сотрудниками предприятий;
  • посещение событий, представляющих научный интерес.

Гастрономический туризм – направление, в котором обучающиеся узнают особенности кулинарии определенного региона, а также способы приготовления национальных блюд. Идея и содержание маршрута могут предполагать:

  • посещение объектов гастрономического туризма (тематические музеи и выставки, сыроварни, пекарни и т.п.);
  • посещение кафе и агроусадеб с региональной кухней;
  • посещение фермерских хозяйств;
  • участие в кулинарных мастер-классах национальной кухни.

Патриотический туризм – направление, основной целью которого является посещение мемориальных комплексов, музеев, памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы и события, связанные с Великой Отечественной войной. Идея и содержание маршрута могут предполагать:

  • посещение мест военных сражений, памятных мемориалов, музеев истории, не действующих исторических военных объектов и полигонов;
  • участие в реконструкциях сражений и других мероприятиях, связанных с событиями Великой Отечественной войной;
  • встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими.

Православный туризм – направление, основной целью которого является изучение православной архитектуры и истории культовых сооружений и памятников православного деревянного зодчества. Идея и содержание маршрута могут предполагать:

  • посещение тематических выставок, музеев;
  • посещение православных храмов с познавательной целью;
  • встречи с представителями Белорусской Православной церкви.

При разработке маршрута исключается событийное участие обучающихся в традиционных религиозных праздниках и таинствах, осуществляемых в православных храмах.

6.5.4. Требования к оформлению путеводителей, критерии оценки:

  • значимость и актуальность идеи;
  • содержательность и соответствие заявленной тематике;
  • наличие названия путеводителя;
  • доступность и реалистичность реализации маршрутов;
  • степень проработанности маршрутов;
  • уникальность и оригинальность маршрутов, познавательность и новизна элементов каждого маршрута – услуг, объектов показа, событийных мероприятий и форм туристско-экскурсионной деятельности;
  • логичность и грамотность в подаче материала;
  • наличие полезных ссылок в путеводителе;
  • иллюстративность и качественная полиграфия путеводителя;
  • ориентированность на конкретную категорию пользователей.

6.5.5. На конкурс тематический путеводитель предоставляется в печатном (издательском) формате и дополнительно прилагается в электронном варианте на флеш-носителе. Конкурсная работа присылается не позднее указанных выше сроков на почтовый адрес: 224030, г. Брест, проспект Машерова, 22 (туристический сектор).

6.5.6. Разработчиком путеводителя может быть педагогический работник либо творческая группа, в составе которой в соавторстве выступают обучающиеся, педагоги и родители/ законные представители. Сведения о разработчиках настольной игры указываются в сопроводительной информации, которая прилагается к конкурсному материалу в распечатанном формате (форма 6).

  • Конкурс «Здесь прошла война…» (интерактивная карта виртуального военно-исторического маршрута)

6.6.1. Сроки проведения: 01.04.2024 – 01.11.2024

6.6.2. Участники Проекта разрабатывают интерактивную карту с виртуальным маршрутом по знаковым местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны. На интерактивной карте могут быть представлены:

  • виртуальное путешествие по населённым пунктам, где проходили значимые исторические события Великой Отечественной войны;
  • виртуальная экскурсия по памятным местам времён войны;
  • виртуальный маршрут, связанный с именами известных людей, земляков, оставивших след в истории Великой Отечественной войны;
  • виртуальное путешествие-рассказ по маршруту об исторических событиях времён Великой Отечественной войны.

6.6.3. Требования к конкурсным работам:

  • наличие названия маршрута;
  • структурированность материала;
  • логичность и грамотность в подаче материала;
  • содержательность и соответствие заявленной тематике;
  • достоверность и актуальность фактического материала;
  • наличие ссылок на иллюстрационный и информационный материал;
  • техническая грамотность и доступность в использовании.

6.6.4. На конкурс интерактивная карта предоставляется не позднее указанных выше сроков в электронном формате вместе с сопроводительной информацией на e-mail tursector.konkurs@mail.ru.

6.6.5. Разработчиком может быть отдельный участник (педагогический работник, обучающийся) либо творческая группа, в составе которой в соавторстве выступают обучающиеся, педагоги и родители/ законные представители. Сведения о разработчиках интерактивной карты указываются в сопроводительной информации (форма 7).

  1. Подведение итогов Проекта

7.1. Конкурсные материалы Проекта рассматриваются членами жюри только при наличии сопроводительной информации, при условии выполнения всех требований по оформлению и соблюдении сроков предоставления, указанных в положении.

7.2. По итогам заочных конкурсов победители будут определены в четырёх группах в зависимости от категории авторства/ соавторства:

индивидуальное участие (обучающийся);

индивидуальное участие (педагогический работник);

коллективное участие (творческая группа обучающихся и педагогов);

коллективное участие (творческая группа педагогов);

коллективное участие (семья).

Победители всех заочных конкурсов Проекта награждаются степенными дипломами главного управления по образованию Брестского облисполкома.

7.2. Подведение итогов Проекта и презентация лучших конкурсных работ состоится в ноябре 2024 года в рамках областного семинара-практикума «Современный образовательный туризм – детям: инновационные подходы и сохранение традиций».

7.3. По итогам Проекта предполагается подготовка и размещение на сайте государственного учреждения образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи» http://bresttur.by/ в разделе «Образовательный туризм» лучших конкурсных работ.

Участники Проекта дают согласие (с соблюдением авторских прав) организаторам на публичную демонстрацию и некоммерческое использование конкурсных материалов с целью дальнейшей популяризации Проекта.

 

  1. Финансирование мероприятий Проекта

Финансирование Проекта осуществляется:

на основном (конкурсном) этапе реализации проекта – учреждением образования;

на заключительном этапе – за счёт средств областного бюджета, предусмотренных на проведение централизованных мероприятий.

Для финансирования мероприятий проекта на всех этапах Проекта могут быть использованы иные источники, не запрещённые законодательством Республики Беларусь.