Министерство образования Республики Беларусь
Управления по образованию администрации Московского района г. Бреста
Государственное учреждение образования
Начальная школа № 9 г.Бреста
Статья 32. Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги имеют равные права в браке и семье.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.
Государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Государство обеспечивает приоритет воспитания детей в семье. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.
Женщинам и мужчинам обеспечивается предоставление равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.
Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье»
Статья 65. Права и обязанности семьи
Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.
За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.
Статья 66. Семья как естественная среда ребенка
Статья 68. Личные неимущественные права и обязанности родителей
Статья 76. Равенство прав и обязанностей обоих родителей
Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:
они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;
они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;
они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;
они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;
в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 85-1 настоящего Кодекса.
Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.
При отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.
При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.
О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.
Статья 82. Последствия лишения родительских прав
Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII
(изменения и дополнения от 08.07.2008г.)
Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», родители и лица их заменяющие, должны создать все необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки к самостоятельной жизни в семье и обществе.
При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.
Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.
Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин (Ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь).
В случае, если родители, или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками и. тем самым, ставят свою семью в тяжелое материальное положение, то ст. 373 ГПК Беларуси дает право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства, общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении в дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему па руки зарплату, пенсию, пособие.
Уклонение от воспитания своих детей, жестокое обращение с ними, ведение аморального антиобщественного образа жизни, заболевание алкоголизмом или наркоманией влечет применение крайней меры – лишение в судебном порядке родительских прав и помещение детей в детские учреждения либо в приемные опекунские семьи (ст. 80 КоБС Республики Беларусь).
Официальное разъяснение Декрета Президента РБ № 18 от 28.11.2006 г.
«О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»
Уголовный кодекс Республики Беларусь
Статья 159. Оставление в опасности
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
31 мая 2003 г. № 200-З
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Статья 30. Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища
Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.
Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.
Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.
Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства этого несовершеннолетнего.
Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.
Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.
свернутьПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ
(ГЛАВА 9 Государственного школьного стандарта)
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;
защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;
получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;
иные права, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.
создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья учащихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе.
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
сопровождать учащихся, законными представителями которых они являются, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами;
обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях.
иные обязанности, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.
свернутьПрава ребёнка
Ребёнок имеет право:
1.На жизнь и охрану здоровья.
Обязанности ребёнка
Ребёнок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности.
Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.
Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. С точки зрения уголовного права при несоблюдении закона ребёнок может быть привлечён к ответственности за некоторые преступления с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.
Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на ребёнка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан. Он также должен уважать традиции и культурные ценности не только своего народа, но и других наций и народностей. Традициями являются определённые установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды, которые передаются от поколения к поколению и таким образом сохраняются в течении длительного времени.
На ребёнка возлагается обязанность овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Для этого в средних учебных заведениях проводятся уроки труда, в старших классах учат определённым специальностям. В Республике Беларусь создана широкая сеть высших учебных заведений, средне — специальных учебных заведений, профессионально — технических училищ.
свернуть1 марта 2021 года в законную силу вступили изменения в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) .
Главная особенность новых кодексов – закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в Общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности. При этом структура норм Общей части КоАП в целом существенно модернизирована для упрощения восприятия участниками административного процесса. Особенная часть КоАП переработана с целью исключения формальных, устаревших и не востребованных правоприменителем составов административных правонарушений, а также составов, по своей правовой природе относящихся к сферам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. В свою очередь, административный процесс (ПИКоАП) изменяется не столь существенно.
Одна из наиболее существенных новаций КоАП – институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. В их числе устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Эти меры будут применяться в рамках института освобождения от административной ответственности. Их ключевая особенность – отсутствие правовых последствий привлечения к административной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию. В рамках институализации профилактической составляющей административно законодательства существенно переработаны положения об административном правонарушении. Новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения. От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия. При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться. Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя. Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков. В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.
Следующая важная новелла – изменение подходов в части сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть совершенное правонарушение закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение. В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.
Проведение административных взысканий.
В этом направлении КоАП претерпел весьма существенные изменения. Во-первых, предупреждение уже не будет являться административным взысканием. Как уже говорилось, оно переводится в разряд профилактических мер и при вынесении предупреждения лицо не будет считаться привлеченным к административной ответственности. При этом важно подчеркнуть, что сегодня предупреждение применяется лишь за четвертую часть от общего количества предусмотренных законом административных правонарушений. Это те случаи, когда предупреждение прямо указано в санкции конкретной нормы об ответственности. В новом КоАП закреплено общее правило, согласно которому предупреждение можно будет применять практически за все административные проступки и значительные административные правонарушения. Это составляет более 90 % в общем количестве норм об ответственности. Таким образом, кардинально расширена сфера применения профилактических мер в качестве альтернативы административному взысканию. В КоАП введено новое правило, допускающее наложение штрафа в размере, меньшем нижнего предела, предусмотренного санкцией нормы об ответственности. В то же время за отдельные грубые правонарушения ответственность ужесточается. За такое серьезное нарушение, как управление транспортным средством в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле), штраф возрастает вдвое и с трех до пяти лет увеличивается срок лишения водительских прав. Также усилена ответственность за ряд нарушений, связанных с проведением массовых мероприятий, неповиновением законным требованиям должностных лиц государственных органов, публичными оскорблениями и незаконным распространением персональных данных.
Введено новое административное взыскание – общественные работы. Отсутствие такого взыскания ограничивает выбор правоприменителя либо исключительно денежно-имущественными взысканиями, либо жесткой, граничащей по строгости с уголовным наказанием, мерой в виде ареста. Новый вид административного взыскания вводится в санкции норм об ответственности только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту. Тем самым создается правовая база для минимизации применения ареста за счет использования менее сурового, не связанного с изоляцией от общества административного взыскания. Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение, и заключаться в выполнении бесплатных работ на срок от 8 до 60 часов. Вид этих работ будет определяться местными органами власти.
В КоАП включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. В ней установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности. В качестве новелл административно-деликтного закона отметим: расширение перечня обстоятельств, подлежащих учету при привлечении к ответственности; введение института мер воспитательного воздействия в качестве альтернативы административному взысканию; повышение возраста ответственности за ряд деяний, ответственность за которые ранее ответственность наступала с 14 лет; сокращение срока, в течение которого подросток считается подвергавшимся административному взысканию; ограничение размера штрафных санкций в сравнении со взрослыми правонарушителями. В качестве мер воспитательного воздействия определены: разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинение потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Эти меры будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего. При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения. И только когда все эти меры не дадут эффекта – несовершеннолетний будет подвергнут взысканию.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего.
К лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:
1)в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;
2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, – четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.
При наложении административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет кроме смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 7.2 и 7.3 настоящего Кодекса, учитываются:
1) условия его жизни и воспитания;
2) уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;
3) влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;
4) характеристика по месту его учебы и(или) работы (при ее наличии).
Лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разъясняется содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.
Совершение административного правонарушения несовершеннолетним как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими ответственность обстоятельствами.
Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности
Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия
Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия
При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:
1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;
2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;
3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.
Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается неподвергавшимся административному взысканию
Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:
со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;
по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;
по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП; со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП.
свернуть