Права и обязанности законных представителей

Ответственность родителей за воспитание детей в соответствии с законодательством

развернуть

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА

(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах
24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. и 27 февраля 2022 г.)

 

Статья 32. Брак как союз женщины и мужчины, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги имеют равные права в браке и семье.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Беларуси. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Государство оказывает поддержку семьям с детьми, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Государство обеспечивает приоритет воспитания детей в семье. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Женщинам и мужчинам обеспечивается предоставление равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья.


Источник: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/ – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье»

Статья 65. Права и обязанности семьи

Семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту.

За семьей признаются преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей. Обязанности семьи по отношению к детям определяются правами детей, установленными настоящим Кодексом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 66. Семья как естественная среда ребенка

Семья является естественной средой ребенка. Воспитание детей в семье охраняется и поощряется государством.
Особой поддержкой, вниманием и заботой пользуются многодетные семьи, семьи, принявшие на воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
 
Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей
Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.
Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.
 

Статья 68. Личные неимущественные права и обязанности родителей

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по:
определению собственного имени, отчества, фамилии детей;
определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве Республики Беларусь;
определению места жительства детей и их регистрации по месту жительства и месту пребывания;
воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними;
осуществлению представительства от имени своих детей;
обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
Статья 73. Обязанности родителей по защите прав и законных интересов детей
Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.
Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве – свидетельством о рождении ребенка, а также документом, удостоверяющим личность.
 
Статья 75. Воспитание детей
Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении ими образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию. Разногласия между родителями по вопросам воспитания детей разрешаются в судебном порядке.
Несовершеннолетние родители имеют право на участие в воспитании ребенка.
До приобретения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, дееспособности в полном объеме их ребенку назначается с согласия законных представителей опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия по вопросам воспитания детей, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.
 

Статья 76. Равенство прав и обязанностей обоих родителей

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей.
Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях.
В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства.
Если родители ребенка не состоят в браке между собой, суд может поручить осуществление попечения над ребенком одному из них, ограничив права и обязанности другого в отношении ребенка.
 
Статья 77. Участие отдельно проживающего родителя в воспитании детей
Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании.
Суд может принять решение об ограничении общения с ребенком одного или обоих родителей на определенный или неопределенный срок, если они нарушают Соглашение о детях или решение суда либо если их общение не отвечает интересам ребенка.
 
Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если будет установлено, что:

они уклоняются от воспитания и (или) содержания ребенка;

они злоупотребляют родительскими правами и (или) жестоко обращаются с ребенком;

они ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка;

они отказались от ребенка и подали письменное заявление о согласии на усыновление при их раздельном проживании с ребенком;

в течение шестимесячного срока после отобрания у них ребенка по решению комиссии по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка не отпали причины, послужившие основанием для отобрания у них ребенка, указанные в части первой статьи 85-1 настоящего Кодекса.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из организации здравоохранения после рождения или при оставлении ребенка в организации здравоохранения после рождения в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 82. Последствия лишения родительских прав

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе и право на получение содержания от него, право на пенсионное обеспечение после смерти ребенка и право наследования по закону.
Родитель, лишенный родительских прав, не может быть опекуном, попечителем или усыновителем.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию детей.
 
Статья 83. Общение с ребенком родителей, лишенных родительских прав
Опекун, попечитель ребенка по просьбе родителей, лишенных родительских прав, могут разрешить им общение с ребенком.
В случае отказа опекуна, попечителя от предоставления родителям, лишенным родительских прав, возможности общаться с ребенком порядок общения определяет орган опеки и попечительства, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
В решении органа опеки и попечительства указываются время, место и порядок общения с ребенком родителей, лишенных родительских прав. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет.
В случае несогласия с решением органа опеки и попечительства спор разрешается в судебном порядке.
 
Статья 84. Восстановление в родительских правах
Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если дети не усыновлены. Восстановление в родительских правах производится только в судебном порядке по иску лица, лишенного родительских прав.
Иски о восстановлении в родительских правах предъявляются к другому родителю, опекуну, попечителю и рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства. При этом должно учитываться желание ребенка, достигшего десяти лет. 

Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII

(изменения и дополнения от 08.07.2008г.)

  • Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка
Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, регламентирующие порядок и условия реализации прав и законных интересов ребенка.
 
Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
 
Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка и его дееспособности.
 
Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. 
  • Статья 15. Право на проживание в семье
Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.
 
Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.
  • Статья 17. Ответственность семьи за ребенка
Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
 
Родители (опекуны, попечители) обязаны сопровождать детей, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами.
 
При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей, в случаях и порядке, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
 
Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь.
 
В случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, родители (опекуны, попечители) несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь. 
Официальное разъяснение Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка»

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», родители и лица их заменяющие, должны создать все необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребёнка и подготовки к  самостоятельной жизни в семье и обществе.

При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.

Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин (Ст. 9.4 КоАП Республики Беларусь).

В случае, если родители, или лица, их заменяющие, злоупотребляют спиртными напитками и. тем самым, ставят свою семью в тяжелое материальное положение, то ст. 373 ГПК Беларуси дает право членам семьи, прокурору, органам опеки и попечительства, общественным объединениям обратиться в суд с исковым заявлением об ограничении в дееспособности такого гражданина, что запретит выдавать ему па руки зарплату, пенсию, пособие.

Уклонение от воспитания своих детей, жестокое обращение с ними, ведение аморального антиобщественного образа жизни, заболевание алкоголизмом или наркоманией влечет применение крайней меры – лишение в судебном порядке родительских прав и помещение детей в детские учреждения либо в приемные опекунские семьи (ст. 80 КоБС Республики Беларусь).

      Официальное разъяснение Декрета Президента РБ № 18 от 28.11.2006 г.

«О дополнительных мерах по государственной  защите детей в неблагополучных семьях»

  • Дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
  • Комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение о признании ребёнка, нуждающегося в государственной защите, об отобрании ребёнка у родителей, устанавливает ему статус детей оставшихся без попечения родителей, помещает ребёнка на государственное обеспечение (социальные приюты).
  • Неработающие родители с момента отобрания ребёнка берутся на учёт в органах внутренних дел для профилактического наблюдения.
  • Со дня принятия комиссией по делам несовершеннолетних решения об отобрании ребёнка родителям ребёнка прекращается выплата государственных пособий семьям, воспитывающим детей.
  • Родители обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Расходы по содержанию детей взыскиваются с родителей солидарно.
  • Обязанность возмещения расходом по содержанию детей возникает со дня помещения ребёнка на государственное обеспечение и прекращается после их полного погашения.
  • При недостаточности денежных средств на погашение расходов на содержание детей взыскание обращается на имущество родителей.
  • В случае, если родители не работают, вопросы трудоустройства решаются судом.
  • Уклонение родителей от явки на работу или неисполнение, неполное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей, является основанием для привлечения их к уголовной ответственности.
  • По искам местных исполнительных и распорядительных органов, чьи дети помещены на государственное обеспечение, родители могут быть выселены в судебном порядке из занимаемых жилых помещений государственного и частного жилищного фонда.

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 159. Оставление в опасности

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
  2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.
  3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

31 мая 2003 г. № 200-З

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Статья 30. Нахождение несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет в ночное время вне жилища

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме) не могут находиться в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц.

Несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет (за исключением несовершеннолетних, обладающих дееспособностью в полном объеме), находящиеся в период с двадцати трех до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, передаются родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетним лицам.

Сотрудник органов внутренних дел, обнаруживший несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, устанавливает фамилию, собственное имя, отчество, число, месяц, год рождения несовершеннолетнего и фамилию, собственное имя, отчество, данные о регистрации по месту жительства его родителей, опекунов или попечителей и передает несовершеннолетнего его родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу.

Несовершеннолетний, указанный в части второй настоящей статьи, местонахождение родителей, опекунов или попечителей которого не установлено или они находятся в месте, не позволяющем передать его им, либо родители, опекуны или попечители которого не дали поручения о передаче этого несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, доставляется в социально-педагогический центр по месту обнаружения или месту жительства этого несовершеннолетнего.

Об обнаружении несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, сотрудник органов внутренних дел составляет акт.

Передача несовершеннолетнего, указанного в части второй настоящей статьи, родителям, опекунам или попечителям либо по их поручению совершеннолетнему лицу или в социально-педагогический центр осуществляется сотрудником органов внутренних дел в течение трех часов с момента обнаружения этого несовершеннолетнего с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

свернуть

Права и обязанности законных представителей

развернуть

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЧАЩИХСЯ

(ГЛАВА 9 Государственного школьного стандарта)

  1. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» и иными актами законодательства законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:

ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для учащихся, правилами внутреннего распорядка в общежитиях, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности учащихся, а также с учебно-программной документацией;

защиту прав и законных интересов учащихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае возникновения разногласий между участниками образовательных отношений;

получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учающихся в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся;

иные права, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.

  1. Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, укрепления здоровья учащихся, законными представителями которых они являются, и подготовки их к самостоятельной жизни в семье и обществе.

уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

сопровождать учащихся, законными представителями которых они являются, не достигших возраста шестнадцати лет, в период с двадцати трех до шести часов вне жилища либо обеспечивать их сопровождение совершеннолетними лицами;

обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего распорядка в общежитиях.

иные обязанности, которые устанавливаются учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования в соответствии с актами законодательства.

свернуть

Конвенция о правах ребёнка

развернуть

Права ребёнка

Ребёнок имеет право:

1.На жизнь и охрану здоровья.

  1. На гражданство.
  2. На необходимый уровень жизни.
  3. На имущество.
  4. На образование.
  5. На получение профессии.
  6. На неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия.
  7. На проживание в семье.
  8. На жильё.
  9. Право на отдых.
  10. На защиту чести и достоинства.

Обязанности ребёнка

Ребёнок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относится к окружающей среде, всем видам собственности.

Соблюдение законов государства является конституционной обязанностью каждого, кто находится на территории Республики Беларусь. За их неисполнение наступает юридическая ответственность.

Никто не может быть освобождён от обязанностей соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других лиц. С точки зрения уголовного права при несоблюдении закона ребёнок может быть привлечён к ответственности за некоторые преступления с 14 лет, к административной ответственности с 16 лет.

Права и свободы одного человека «заканчиваются» там, где «начинаются» права и свободы другого человека. Поэтому на ребёнка также возлагается обязанность уважать права и законные интересы других граждан. Он также должен уважать традиции и культурные ценности не только своего народа, но и других наций и народностей. Традициями являются определённые установления, нормы поведения, идеи, ценности, обычаи, обряды, которые передаются от поколения к поколению и таким образом сохраняются в течении длительного времени.

На ребёнка возлагается обязанность овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности. Для этого в средних учебных заведениях проводятся уроки труда, в старших классах учат определённым специальностям. В Республике Беларусь создана широкая сеть высших учебных заведений, средне — специальных учебных заведений, профессионально — технических училищ.

свернуть

Изменения, внесенные в Кодекс об административных правонарушения Республики Беларусь

развернуть

1 марта 2021 года в законную силу вступили изменения в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь (КоАП) .

 Главная особенность новых кодексов – закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием. В этих целях в Общей части КоАП устанавливаются принципиально новые правила наложения административных взысканий и освобождения от ответственности. При этом структура норм Общей части КоАП в целом существенно модернизирована для упрощения восприятия участниками административного процесса. Особенная часть КоАП переработана с целью исключения формальных, устаревших и не востребованных правоприменителем составов административных правонарушений, а также составов, по своей правовой природе относящихся к сферам гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности. В свою очередь, административный процесс (ПИКоАП) изменяется не столь существенно. 

Одна из наиболее существенных новаций КоАП – институт профилактических мер воздействия на правонарушителя. В их числе устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Эти меры будут применяться в рамках института освобождения от административной ответственности. Их ключевая особенность – отсутствие правовых последствий привлечения к административной ответственности. То есть лицо, к которому применены профилактические меры воздействия, не будет считаться подвергавшимся административному взысканию. В рамках институализации профилактической составляющей административно законодательства существенно переработаны положения об административном правонарушении. Новый КоАП предусматривает категоризацию правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий. Все административные правонарушения разделены на три категории, а именно: административные проступки; значительные административные правонарушения; грубые административные правонарушения. От категории совершенного деяния будет зависеть характер применяемых мер воздействия. При совершении впервые административного проступка вместо административного взыскания (как правило, штраф) лицо в обязательном порядке будет освобождаться от ответственности и только предупреждаться. Предупреждение можно будет применить и по категории значительных административных правонарушений, но в этом случае возможно и наложение административного взыскания. Решение о выборе меры воздействия (профилактическая мера или взыскание) будет приниматься с учетом конкретных обстоятельств произошедшего, наступивших вредных последствий, личности правонарушителя.  Законодатель выделил 17 наиболее серьезных и часто совершаемых административных проступков, за которые сразу может налагаться штраф. К примеру, это нарушение скоростного режима, проезд на красный свет, нарушение правил проезда перекрестков. В то же время за грубые правонарушения, связанные с хулиганством, хищениями, насильственными действиями и т.п., сохраняются жесткие меры реагирования вплоть до ареста.

Следующая важная новелла – изменение подходов в части сроков, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию. Сегодня лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении одного года после исполнения административного взыскания. То есть совершенное правонарушение закрепляется за ним на длительный период за любое административное правонарушение. В новом КоАП заложен дифференцированный подход. Годичный срок сохраняется только для лиц, совершивших грубое административное правонарушение. Лицо, совершившее административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания (к примеру, уплаты штрафа), а значительное административное правонарушение – по истечении шести месяцев.

Проведение административных взысканий.

В этом направлении КоАП претерпел весьма существенные изменения. Во-первых, предупреждение уже не будет являться административным взысканием. Как уже говорилось, оно переводится в разряд профилактических мер и при вынесении предупреждения лицо не будет считаться привлеченным к административной ответственности. При этом важно подчеркнуть, что сегодня предупреждение применяется лишь за четвертую часть от общего количества предусмотренных законом административных правонарушений. Это те случаи, когда предупреждение прямо указано в санкции конкретной нормы об ответственности. В новом КоАП закреплено общее правило, согласно которому предупреждение можно будет применять практически за все административные проступки и значительные административные правонарушения. Это составляет более 90 % в общем количестве норм об ответственности. Таким образом, кардинально расширена сфера применения профилактических мер в качестве альтернативы административному взысканию. В КоАП введено новое правило, допускающее наложение штрафа в размере, меньшем нижнего предела, предусмотренного санкцией нормы об ответственности. В то же время за отдельные грубые правонарушения ответственность ужесточается. За такое серьезное нарушение, как управление транспортным средством в нетрезвом виде (свыше 0,8 промилле), штраф возрастает вдвое и с трех до пяти лет увеличивается срок лишения водительских прав. Также усилена ответственность за ряд нарушений, связанных с проведением массовых мероприятий, неповиновением законным требованиям должностных лиц государственных органов, публичными оскорблениями и незаконным распространением персональных данных.

Введено новое административное взыскание – общественные работы. Отсутствие такого взыскания ограничивает выбор правоприменителя либо исключительно денежно-имущественными взысканиями, либо жесткой, граничащей по строгости с уголовным наказанием, мерой в виде ареста. Новый вид административного взыскания вводится в санкции норм об ответственности только за грубые административные правонарушения в качестве альтернативы административному аресту. Тем самым создается правовая база для минимизации применения ареста за счет использования менее сурового, не связанного с изоляцией от общества административного взыскания. Общественные работы будут налагаться судом и только с согласия лица, совершившего административное правонарушение, и заключаться в выполнении бесплатных работ на срок от 8 до 60 часов. Вид этих работ будет определяться местными органами власти.

В КоАП включена новая глава, посвященная административной ответственности несовершеннолетних. В ней установлен в целом более гуманный, по сравнению со взрослыми, режим административной ответственности. В качестве новелл административно-деликтного закона отметим: расширение перечня обстоятельств, подлежащих учету при привлечении к ответственности; введение института мер воспитательного воздействия в качестве альтернативы административному взысканию; повышение возраста ответственности за ряд деяний, ответственность за которые ранее ответственность наступала с 14 лет; сокращение срока, в течение которого подросток считается подвергавшимся административному взысканию; ограничение размера штрафных санкций в сравнении со взрослыми правонарушителями. В качестве мер воспитательного воздействия определены: разъяснение законодательства, возложение обязанности принести извинение потерпевшему, возложение обязанности загладить причиненный вред, ограничение досуга. Эти меры будут применяться в зависимости от ситуации и личности несовершеннолетнего. При этом предусматривается возможность освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением предупреждения вне зависимости от категории совершенного правонарушения. И только когда все эти меры не дадут эффекта – несовершеннолетний будет подвергнут взысканию.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 

Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до  восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего.

К   лицу,   совершившему     административное     правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:

1)в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;

2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии   с санкцией,   предусмотренной для индивидуального предпринимателя, –   четырех   базовых   величин   (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает       административное       взыскание       только       в виде       штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;

3)  лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.

При наложении административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет кроме смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 7.2 и 7.3 настоящего Кодекса, учитываются:

1)  условия его жизни и воспитания; 

2)  уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;

3)  влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;

4)  характеристика по месту его учебы и(или) работы (при ее наличии).

Лицу,   совершившему   административное   правонарушение,     в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разъясняется содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими ответственность обстоятельствами.

Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности

  1. Лицо,     совершившее       административное       правонарушение,       в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вне зависимости от категории административного правонарушения может   быть   освобождено   от административной   ответственности с применением к нему предупреждения.
  2. Освобождение лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от четырнадцати   до восемнадцати     лет     от административной     ответственности с применением других мер профилактического воздействия осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом. 

Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия

  1. При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия: разъяснение законодательства; возложение обязанности принести извинения потерпевшему; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга.
  1. К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия

  1. Разъяснение законодательства заключается в разъяснении несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.
  2. Обязанность принести извинения заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности извиниться перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.
  3. Обязанность загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых и иных навыков.
  4. Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до тридцати суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени.

При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:

1)  запрет посещения несовершеннолетним определенных  мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;

2)  ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;

3)  возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.

Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается неподвергавшимся административному взысканию

Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:

со дня исполнения постановления   о наложении   административного   взыскания за совершение административного проступка;

по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;

по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;

по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП; со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП.

свернуть
Ещё в этом разделе