Министерство образования Республики Беларусь
Управления по образованию администрации Московского района г. Бреста
Государственное учреждение образования
Начальная школа № 9 г.Бреста
Ваш ребёнок школьник. Это его детская «работа», и не менее, а может и более напряжённая, чем у взрослых. Правильный распорядок дня, учёт индивидуальных (физических и психических) особенностей ребёнка, следование режиму вот залог его хорошего самочувствия и успеваемости.
О том, как правильно составить режим дня для ребёнка школьника, мы и поговорим.
Что же такое «правильный» режим дня? Если в течение нескольких недель или постоянно ребёнок чувствует себя бодрым, здоровым, он любознателен и весел, с удовольствием посещает занятия, занимается спортом, гуляет, общается со сверстниками, то можно считать, что распорядок дня составлен правильно.
Если же вы стали замечать, что ребёнок стал вялым, пассивным, постоянно капризничает, не хочет ходить в школу, на уроках отвлекается, а жалобы на то или иное недомогание становятся всё чаще и чаще к концу недели, не спешите бежать к врачу и не ругайте малыша. Посмотрите на его режим. Не слишком ли рано он встаёт? Не слишком ли поздно он ложится? А может, придя домой, он до вечера сидит за уроками? Также он может быть перегружен дополнительными занятиями: теннис и музыка, хореография и рисование, английский язык и плавание, так можно продолжать до бесконечности. А ведь дома нужно сделать ещё и домашнее задание, а так хочется и на компьютере поиграть и мультики посмотреть. Разве может детский организм справиться со всем этим?
Так можно ли сделать, чтобы ребёнок и не уставал, и разносторонне развивался, всё успевал и чувствовал себя хорошо? Конечно можно, если научиться управлять своим временем.
Только нужно родителям усвоить некоторые правила и привить их своим детям.
Правило первое, и самое основное. Чётко и неотступно следовать заведённому распорядку дня (с поправкой на выходные, о которых поговорим чуть ниже).
Правило второе. Не менее 2-3 часов ребёнок должен проводить на воздухе, вне зависимости от погоды.
Правило третье. Не всё свободное время дома надо проводить за выполнением домашнего задания (более подробно расскажем об этом ниже).
Правило четвёртое. Не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями.
Правило пятое. Выходные только для отдыха!
Правило шестое, и самое главное. Ориентируйтесь только на индивидуальные особенности вашего ребёнка. Не заставляйте ребёнка делать что-то насильно. Отвлеките его игрой или другим делом, а потом вместе с ним продолжите. Скорее всего, с мамой или папой малыш уже сделает то задание, на которое раньше даже не хотел смотреть.
Вот и все правила. Их немного, но, если их придерживаться, режим вашего ребёнка станет наиболее рациональным.
Режим дня школьника строится с учётом возрастных особенностей и прежде всего с учётом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается её выносливость к большей нагрузке; организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
свернутьВ младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна. Составляя распорядок для своего ребёнка, необходимо точно знать, сколько времени ему нужно на сон, чтобы чувствовать себя отдохнувшим.
Для младшего школьника ночной сон должен быть не менее 9-11 часов. В возрасте 6-10 лет дети должны ложиться не позднее 21.30.
Также совсем не плохо, если ребёнок начальной школы восстановит свои силы и непродолжительным (не более 1,5 часов) сном после обеда. Но если ребёнок не хочет ложиться не заставляйте его. Чтобы сон ребёнка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др. Спать ребёнок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включен телевизор. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребёнка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребёнком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой дверь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
С каких предметов начинать выполнять домашнее задание, надо определить индивидуально. Начинать лучше всего с чтения, оно «включает» ребёнка в работу. Потом стоит выполнить задание по письму, далее математика, «на закуску» оставьте самые лёгкие предметы. Однако если ребёнок хочет изменить порядок выполнения дайте ему свободу, пусть он сам решит, что он будет делать сначала.
Теперь хотелось бы рассказать, как лучше планировать дополнительные задания. Как уже говорилось выше, их не должно быть больше двух. Желательно, чтобы они различались по своему назначению: занятия, направленные на физическое и умственное развитие. Два занятия одной направленности (или способа выполнения) утомляют ребёнка, ухудшают самочувствие и не несут соответственно и пользы. Например, занятия фортепиано и рисованием: постоянно одна поза, нагрузка на глаза и руки, малая подвижность. Или, например, плавание и хореография: физическая усталость, а отсюда частые капризы, недомогания, плохое самочувствие, рассеянное внимание, низкая успеваемость. В день должно быть только одно занятие. Постоянная спешка между школой и различными секциями, а также те нагрузки, которые он получает, выматывают ребёнка.
После школы ребёнок должен передохнуть, погулять и спокойно идти на занятие, после которого также нужен отдых. В неделю может быть не более двух познавательных и трёх спортивных занятий. Желательно, чтобы они чередовались: понедельник, среда, пятница (суббота) – спортивное занятие, вторник, четверг – познавательное.
Вообще хорошо, если ребёнок сам выражает желание чем-либо заниматься, в противном случае не заставляйте его нелюбимые занятия не принесут должной пользы. Если вы заметили, что вашему малышу тяжело заниматься сразу двумя видами деятельности, вместе с ним выберите наиболее предпочитаемый ребёнком (лучше спорт), а второй сделайте как хобби. Например, малыш может заниматься рисованием вместе с вами и дома. Это улучшит ваши взаимоотношения и сблизит вас. Ребёнка также нужно привлекать к посильным для него работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытьё посуды; старшим прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д. Для этого в режиме дня также необходимо выделять некоторое время.
свернутьНа выходные дни старайтесь не оставлять домашнее задание это время только для отдыха. Вставать в эти дни можно на 2 часа позже, и ложиться на 1 час позже. Кроме одного занятия в спортивной секции, для ребёнка все остальные занятия должны остаться на будни. В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае, 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребёнка, дезорганизует его деятельность. В эти минут также входит и время для компьютерных игр.
В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьёй. В выходные ребёнок должен нагуляться, выспаться, одним словом, отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Тогда к началу новой рабочей недели ребёнок будет готов полноценно учиться дальше.
7.00 – подъём
7.00 – 7.30 самообслуживание, гимнастика, умывание, уборка постели
7.30 – 7.40 завтрак
7.45 – 7.55 дорога в школу
8.00 – 13.00 занятия в школе
13.30 – 14.30 обед, отдых, помощь дома по хозяйству
14.30 – 16.00 игры на воздухе
16.00 – 17.00 приготовление уроков
17.00 – 19.00 свободные занятия (по выбору детей)
19.00 – ужин
19.30 – 20.30 свободное время
20.30 – 21.00 подготовка ко сну (личная гигиена)
В процессе чтения у некоторых родителей могло сложиться впечатление о том, что предлагаемые рекомендации трудновыполнимы. Это не так. Режим понятие из взрослой жизни и знакомить с ним ребёнка необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить ребёнку обед и надеяться, что тот сам скушает его в срок. Каждый шаг рядом с ребёнком должен вначале совершаться кем-то из взрослых. Все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в после просмотра фильма ужасов. Ничто так не нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для ребёнка сегодня и как организовать его завтра.
Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш ребёнок не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.
свернуть